Продолжая дело Гуттенберга

Опубликовано в Наши земляки

Лидия Григорьевна Дуракова вот уже 37 лет работает в Горшенской типографии. О том, что это был труд далеко не легкий, убедился наш корреспондент.

 

Лидия Григорьевна Дуракова

Буквы в слова, слова в предложения, предложения в строки и так, пока не свяжется текст, не соберется макет. Представляете, так по буковкам в ручную сверстать газету, да еще и не раз! А для Лидии - это была повседневная работа в типографии.

Родилась и выросла она в селе Покровское Черемисиновского района. В школе Лидия увлекалась спортом: «Ни одни соревнования по волейболу, бегу, лыжам не проходили без меня. Так мне нравились эти виды спорта».

В поселок Горшечное она приехала по распределению после окончания полиграфического отделения Курского училища. И с 1974 года она начала работать по специальности.

Ручной труд в типографии того времени был основным, начиная с набора. В цехе стояли так называемые кассы. В них лежали отлитые из сплава или деревянные буквы и другие знаки. Например, в одном отсеке — сто букв "а", в другом — столько же запятых. Лидия, не глядя в кассы (как сейчас печатают "вслепую" на клавиатуре), брала знаки и складывала из них строчки. И чтобы подготовить форму для печати два-три десятка наборщиков работали целый день.

«Позже у нас были громоздкие наборные машины — линотипы, на которых отливались металлические строчки. Трудоемкая работа: один набирает, второй составляет, третий отливает из особого сплава стереотип, который по весу был очень тяжелый. Процессов было очень много. А печатали в то время мы в основном местную районную газету, поскольку типография изначально для этого и была создана», - вспоминает Лидия Григорьевна.

На линотипе текст набирался, как на пишущей машинке, клавишами. Если нажать клавишу с буквой «а», то открывался ящик, где хранились латунные матрицы этой буквы, и она выпадала в верстатку. Так буква за буквой получалась строка. Затем расплавленным металлом заливалась матрица. Отливалась строка нужного размера. Затем следующая, и так до тех пор, пока не получалась колонка, которая называлась гранкой. Из этих гранок верстали полосы газеты. Усовершенствованные линотипы и другие строкоотливные машины применялись до 90 годов прошлого века.

«Соберем, отпечатаем – корректор вдруг заметит ошибки – собираем заново. А потом, часто бывало, уже отпечатаем половину тиража, а приходит сообщение из райисполкома, что необходимо заменить какой-то материал, или добавить что-то. И снова всю работу приходится проделывать заново, формы переплавлять».

Ко всему прочему, старые технологии были очень вредны: испарения от сплавов, которые содержали цинк и свинец, могли изрядно подорвать здоровье. Работники типографии рано уходили на пенсию: женщины — в 45 лет, мужчины — в 50.

«Было ли трудно? Да! Было очень трудно, особенно когда до полуночи засиживались с набором газеты. А я когда пришла сюда работать была молодой девчонкой, была еще не замужем. Но искать другое место работы и не пыталась, и не думала», - утверждает Лидия. И это доказывает, что не боится она трудностей.

Сегодня типография печатает формы для отчетности, учебные журналы, книги учета и другие виды полиграфической продукции, в том числе и по заказу. Работники клеят удостоверения, зачетные книжки, студенческие билеты. Лидия считает, что сегодня в техническим плане работать в типографии стало значительно легче и проще. «К нам, наконец, пришла электроника. Нет больше таких колоссальных затрат труда. Машины компактные, по сравнению со старыми.  Хочется только что бы организация развивалась, выходила на новые уровни», - говорит Лидия Григорьевна. Да и современность сложно представить без печатной продукции, ведь пространство нашего существования уже более половины тысячелетия – «Галактика Гуттенберга».

Е. Михайлова