Сомовка. История церкви Варваринского женского монастыря

Автор: Администратор вкл. . Опубликовано в История района

 

ИгуменияВарвара (Сомова): Она хотела жить простой инокиней

15 мая 1864 года с благословения архиепископа Воронежского Иосифа (Кобыльского-Богословского) протоиерей из Нижнедевицка Елисей Владимиров освятил место закладки будущей церкви. День освящения совпал с днем памяти преподобного Пахомия Великого – основателя многих египетских обителей. Это совпадение «заронило в душе Варвары Петровны мысль при помощи Божией при храме основать женский монастырь. Тем более, что местность и многие здания помещения усадьбы представляли большое удобство для устройства святой обители».

Храм, возведенный за два года, был красивым и светлым. Рядом с ним построили новый деревянный дом с десятью комнатами и мезонином, «в швейцарском вкусе». Преображалась и прилегающая к храму территория. Старинный, частично засохший, сад расчистили. Меж фруктовых деревьев и столетних берез пролегли ухоженные дорожки. Появились цветники и беседки.

16 октября 1866 года Сомовку посетил епископ Серафим (Аретинский), за год до этого назначенный на Воронежскую кафедру. Он совершил освящение храма в честь святой великомученицы Варвары и сам высказал желание устроить в Сомовке женскую обитель.

Варвара Петровна передала в новопостроенный храм семейные святыни: образ святого великомученика Пантелеимона – дар афонских иноков, икону Спасителя в темнице, образ святой Варвары и икону Владимирской иконы Божией Матери в серебряных ризах, благоукрашенных драгоценными камнями, а так же иконы, которыми благословляли благочестивую помещицу разные архипастыри (митрополит Санкт-Петербургский Исидор, епископ Архангельский Нафанаил, Воронежские архиереи Иосиф и Серафим и другие).

На торжествах в Сомовке побывала игумения Воронежского Покровского девичьего монастыря Анастасия (Водяницкая). По просьбе Варвары Петровны она взяла на себя труды по первоначальному устроению общинной жизни. «Созвав желающих потрудиться в новоучрежденной общине, матушка Анастасия наставляла их в монастырских правилах, назначила им кельи, распределила между ними разные послушания, установила постоянное чтение Псалтыри для поминовения усопших, завела приходно-расходные книги. И вскоре собралось 80 сестер примерной нравственности. Явно, что сама св. Варвара была святою руководительницей в иноческих подвигах и небесною покровительницею зарождающейся женской обители», - вдохновенно писал автор «Указателя».

Первым священником варваринской церкви называют отца Иоанна Сабинского, а его преемником отца Михаила Цветкова. Клиросное послушание несли сестры общины.

Для любителей уточнений сообщим, что официально общинная жизнь в Сомовке началась 15 декабря 1866 года по благословению епископа Воронежского Серафима. Ранее деревня относилась к приходу села Ясенки. Через год Варвара Петровна попросила владыку Серафима обратиться в Синод с ходатайством «об учреждении в деревне Сомовке женской общины на правилах иноческих обителей». Воронежский епископ удовлетворил просьбу. Пока в Синоде решался вопрос о будущем общины, Варвара Петровна докупила для нее еще несколько десятин земли у деревни Березовый Колодезь. Завершилось строительство здания, в котором разместились ризница, трапезная, рукодельная, больница и аптека.

26 сентября 1870 года Святейший Синод определил женской общине в Сомовке быть. 12 декабря того же года определение Синода утвердил Государь Император. А указ об учреждении Варваринской сомовской общины был издан 29 января 1971 года. Однако, в этом документе было оговорено, «что принятие сестрами общины иноческого звания чрез пострижение их в рясофор, на основании существующих правил для подобных учреждений, не может быть допущено».

Начальницей новооткрытой общины в первую пору была монахиня из Борисовской пустыни Вассиана (Беклемишева), «женщина благородных нравов», но слабого здоровья. Болезни вскоре вынудили ее сложить с себя начальство и уступить свои обязанности монахине Серафиме (Васильевой), которую пригласила Варвара Петровна из Московского Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима происходила из дворянского рода. Постриг она приняла в Зверинском монастыре Новгородской епархии. На новгородскую землю монахиня Серафима и вернулась. В 1873 году она получила назначение в Короцкую женскую Тихоновскую общину (в пяти верстах от Валдая) и в Сомовке ее сменила монахиня Маргарита. А еще через два года начальницей Варваринской общины стала послушница Матрона.

Сама Варвара Петровна Сомова после освящения храма проживала в Петербурге, где неустанно хлопотала об учреждении в Сомовке женского монастыря. Но долгое время «она немного имела успеха в своем благом предприятии», «несмотря на связи с влиятельными лицами». Церковные иерархи приветствовали доброе намерение помещицы. А Обер-прокурор Святейшего Синода Д.А. Толстой сомневался, что она сможет обеспечить будущий монастырь всем необходимым. Дело сдвинулось с места, когда вмешался брат покойного мужа Варвары Петровны – Тверской губернатор Афанасий Николаевич Сомов. Он обещал оказывать сомовской обители свою поддержку и сдержал обещание. Щедрыми благотворителями обители стали и возмужавшие сыновья Варвары Петровны.

В своем прошении об открытии монастыря сомовские сестры сообщали, что «правила иноческой жизни в достаточной мере привились уже к внутренним распорядкам и жизни сестер, которые между тем очень скорбят, быв лишены возможности принимать иноческий постриг».

«Воронежские Епархиальные Ведомости» свой 15-й номер в 1882 году открыли с радостной новости – «Определения Святейшего Синода о переименовании Варваринской женской общины в общежительный монастырь». Днем рождения монастыря в Сомовке можно считать 21 февраля 1882 года. Именно в этот день состоялось заседание Синода, на котором было принято долгожданное сомовскими сестрами определение.

Однако официально в Воронежскую епархию о нем сообщили лишь 25 июня. А торжественное открытие Варваринской обители в Сомовке состоялось 5 июля. Архиепископ Серафим благословил новый монастырь иконой Божией Матери «Одигитрия». Он же вдохновил основательницу обители оставить мир и посвятить остаток своих дней служению Богу.

26 октября 1882 года Варвара Петровна Сомова была пострижена в монашество с оставлением прежнего имени Варвара. Она намеревалась жить в Сомовке простой инокиней. Но вскоре по определению Святейшего Синода была назначена настоятельницей основанного ею монастыря. Скончалась она в сане игумении 29 июня 1887 года.

После нее до 1890 года обителью управляла игумения Илиодора, уволенная на покой по болезни. Ее преемницей стала монахиня Магдалина, скончавшаяся 24 февраля 1894 года. Далее настоятельницей назначили монахиню Агнию.

В 1899 году в Варваринском монастыре проживало 116 насельниц: 30 монахинь, 24 послушницы и 62 женщины, живущие на испытании. В монастырском храме служили священник Матвей Агеев и диакон Григорий Кузнецов.

Свой след в монастырской истории оставил священник Иоанн Попов, переведенный в Сомовку из села Петровского Новохоперского уезда в 1901 году. Периодически его имя встречается на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей». Иногда он выступает в качестве автора публикаций, иногда в роли участника различных событий церковной жизни. К примеру, летом 1911 года в Сомовке гостил племянник отца Иоанна, ученик Воронежского духовного училища Митрофан Сильченков. Впоследствии он делился с читателями церковной газеты своими впечатлениями о летних каникулах. Больше всего юноше запомнилось празднование 50-летнего юбилея со дня открытия мощей святителя Тихона Задонского. В этот день, точнее – вечер, в храме было отслужено Всенощное бдение, а после службы священник Иоанн Попов устроил на крыльце своего дома чтение со световыми картинками. Вот как описывает Митрофан этот вечер: «Мы все были внизу, а лик св. Тихона парил над нами и святитель благославлял нас с полотна экрана, стоящего на площадке крыльца, имеющего 11 ступеней. Дядя стоял в углу крыльца и внятно и раздельно читал житие святителя. Картины сменяли одна другую и пред нашим взором во мраке ночи прошла вся жизнь святителя, от дней скудного и бедного детства до дня прославления и причисления к лику святых. Народ с напряженным вниманием слушал чтение и жадными глазами впивался в картины из жизни св. Тихона. Сама природа внимала чтению… Тишина была такая, что огарок свечи в руках дяди не тух… Чтение настолько понравилось народу, что многие из богомольцев просили дядю еще устроить чтение под Успение Божией Матери…».

По инициативе священника Иоанна Попова, исполнявшего к тому же обязанности уездного наблюдателя, весной 1912 года был устроен многодневный детский крестный ход в Белгород к мощам святителя Иоасафа, прославленного незадолго до этого. В этом крестном ходе приняло участие более трех тысяч учеников и преподавателей из церковных школ Нижнедевицкого уезда. Местом собрания юных паломников стал Варваринский монастырь, откуда и начался крестный ход 23 апреля после совершения Божественной Литургии. Отец Иоанн был не только идейным вдохновителем такого впечатляющего паломничества. Он сам с детьми прошел весь путь до Белгорода и обратно, на что ушло более двух недель. Завершился крестный ход там же, где и начался – в Сомовском монастыре. Здесь отец Иоанн Попов поздравил всех паломников с возвращением, а второго монастырского священника отца Андрея и сестер монастыря поблагодарил за молитвы о благополучном путешествии.

В 1914 году священник Андрей Антименко был по прошению перемещен в село Касторное. О дальнейшей судьбе священника Иоанна Попова сведений пока не обнаружено.