Михаил Гаврилович Эрденко

Автор: Администратор вкл. . Опубликовано в Наши земляки

Михаил Гаврилович Эрденко125 лет назад в нашем крае родился мальчик, которому суж­дено было стать одним из выда­ющихся скрипачей первой поло­вины 20 века. Его имя - Михаил Гаврилович Эрденко (настоящая фамилия Ерденков) - заслужен­ный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консер­ватории, скрипач мирового зна­чения, талантливый солист, дири­жер, педагог.

 

Он родился 22 ноября 1885 года в с. Бараново Староосколь-ского уезда Курской губернии (ныне Горшеченского района Кур­ской области) в большой цыганс­кой семье потомственного музы­канта, руководителя небольшого цыганского ансамбля, зарабаты­вающего игрой на свадьбах и праз­дниках. Музыкальные способнос­ти мальчика обнаружились очень рано. Уже в 4 года он играл с отцом на скрипке. Но деревен­ская глушь сулила не­завидное будущее одарённому мальчи­ку. И как часто быва­ет, вмешался его ве­личество случай.

Благодаря помо­щи дочери известно­го в to время старо-оскольского купца Маргариты Михайловны Кобзевой, случайно услышавшей и оце­нившей игру маленького цыга­ненка, 5-летний Миша оказался в губернском городе Средства на его учебу музыке были собраны путем пожертвований.

Губернский Курск, куда привёз его отец, после небольшого уезд­ного городка вначале ошеломил мальчика, но встоетил его госте­приимно. Юным скрипачом заинтересовались преподаватели му­зыкальных классов во главе с ди­ректором, местным композито­ром Алексеем Абаза. Сохрани­лось ходатайство А. Абаза, в ко­тором он просит директора Мос­ковской консерватории оказать содействие в приёме одарённо­го ребёнка.

В 1892 году Миша сдаёт экза­мены в Московскую консервато­рию, где буквально поражает пре­подавателей абсолютным музы­кальным слухом, феноменаль­ной памятью и техническими спо­собностями.

«У него были удивительные руки - очень разведены широко поставленные пальцы. Подвиж­ность в них - от природы. Пальцы -устойчивые, крепкие, цепкие, изу­мительные по силе в пиццекато. Гибкость в кисти была исключи­тельная», - вспоминала супруга и аккомпаниатор Е.И. Эрденко.

Будущему виртуозу была назначена специальная стипендия, началась студенческая жизнь. Эрденко тянулся к занятиям сам, и даже разлука с семьёй, по ко­торой мальчик очень скучал, не могла помешать его серьёзным занятиям музыкой.

Семье с большим трудом уда­лось всё же переехать в Москву. Но здоровье отца Гавриила Васильевича оказалось подорванным постоянными лишениями и непоильным трудом. Не дождавшись окончания сыном консерватории и огромного успеха на эстраде, отец умер. Михаилу Эрденко было всего 16 лет, когда он оказался единственным кормильцем мате­ри и 4 младших сестёр.

Это были годы, когда жили и творили его старшие современни­ки - русские композиторы Римский-Корсаков, Лядов, Танеев. Особенно близкие и тёплые от­ношения складываются у Михаи­ла Гавриловича с Рахманиновым, Скрябиным, Глазуновым. Это были счастливые мину­ты не только человечес­кого, но и творческого общения.

В 1904 году он окон­чил Московскую консер­ваторию по классу скрип­ки у И.В. Гржимали, за­тем преподавал в музы­кальном училище в Са­маре.

Вернувшись в Москву в 1905 году, Михаил Эр­денко принял участие в револю­ционных событиях, строительстве баррикад, дирижировал оркест­ром на похоронах Н.Э. Баумана. После подавления восстания в Москве он был сослан в Вологду, затем в Архангельск. Вернувшись из ссылки, дал ряд концертов для рабочих и шахтеров Донбасса. В 1910 году М.Г. Эрденко стал скрипачей. С этого же года пре­подавал в Киевском музыкаль­ном училище, реорганизованном в 1913 году в консерваторию. Со­вершенствовал мастерство в Бельгии, у Э. Изаи.

Стихия музыки, разбуженная смычком скрипача, не один раз заставляла плакать слушателей.

Осенью 1909 года в жизни Эрден­ко произошло замечательное событие: он вместе с женой по­бывал в гостях у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Игра музыканта растрогала Льва Николаевича. Он тепло отозвался о ней: «Какая нежность, грация, чувство меры. Я никогда не слышал чтобы кто-нибудь так играл».

После революции 1917 года Эрденко выступал в концертах-митингах на фабриках и заводах, в частях Красной Армии, принял участие в первом радиоконцерте в 1924 году.

Михаил Гаврилович никогда не боялся выступлений Он радовал­ся публике, любил её, и публика становилась ему союзником. Куда только ни приводили его гастрольные дороги!

С 1926 года М.Г. Эрденко со­вершил ряд заграничных поездок, одним из первых представляя советское искусство за рубежом.

Сольные выступления на Украине, в городах Сибири и Дальнего Востока, в Польше, Японии, Ки­тае, Прибалтике, в Германии Концерты Михаила Эрденко очаровывали публику. «Исполнение Эрденко полно темперамента и создаёт впечатление игры Пага­нини», «Музыкально - скрипич­ное пламя с Востока», - вот неполный перечень газетных заго­ловков иностранных газет. В Япо­нии, где очень любят скрипку, очень требовательно относятся к исполнителям, концерты Эрден­ко совершенно покорили япон­цев. Переполненные залы стоя аплодировали скрипачу и крича­ли: «Браво, маэстро!».

В 1925 году Михаилу Эрденко было присвоено звание Заслу­женного артиста республики, а в 1934 году - Заслуженного деяте­ля искусств РСФСР.

С 1935 года М.Г. Эрденко -профессор Киевской, затем Московской консерватории. Па­раллельно с преподавательской деятельностью он продолжает давать концерты.

Выразительность трактовок, ясность исполнительских кон­цепций, могучий и пылкий темпе­рамент Эрденко в сочетании с мастерским владением скрипич­ной техникой способствовали ис­ключительной силе воздействия его искусства на слушателей.

Он не раз бывал в Курске - в 1917, 1921-1923, 1925 годах, зна­комя земляков с концертами Бет­ховена, Брамса, Паганини, Чай­ковского. Вершиной его исполнительских достижений были «Кармен» Бизе - Сарасате, «Рус­ский карнавал» Венявского, валь­сы Шопена, миниатюры Пагани­ни, Чакона, Баха.

Почти до конца жизни не пре­кращалась его концертная дея­тельность. Каждый очередной концерт отнимал у артиста огром­ные духовные и физические силы Каждое выступление «сжигало» его и без того больное сердце. 21 января 1940 года оборвалась жизнь чародея звуков.

Источник: "МАЯК"