В районе Горшечного

Опубликовано в Район в годы ВОВ

Утро 26 января выдалось на редкость морозным и заревым, что по всем приметам предвещало погожий день. Наш полк выходил со стороны нижних Борков к Юго-восточной окраине Горшечного.

Поселок этот лежал в большой котловине. Дома почти сплошь одноэтажные, заметно выделяется лишь высокая церковь, да несколько кирпичных пристанционных построек.

- Ну, вот и Горшечное, интересно, какие тут выпадут на нашу долю горшки? – промолвил начальник штаба полка капитан А.Н. Потемкин.

Бой предстоял тяжелый. И запев ему сделала разведгруппа лейтенанта Н.В. Юркова. Она сумела просочиться в поселок и завязать бой за железнодорожную станцию. На помощь разведчикам пришла стрелковая рота старшего лейтенанта К.А. Новикова. Подразделения очистили от противника станцию, а затем атаковали и здание школы. Танковые полки ворвались в поселок, сломили сопротивление противника.

Однако радоваться было рано. После освобождения в поселке остался наш полк, дивизионный резерв – учебный батальон, часть саперного батальона и 29-й истребительны противотанковый артиллерийский дивизион. Остальные двинулись дальше.

И могли ли мы знать, что очень скоро нам придется стоять насмерть против во много раз превосходящих сил противника, стремящихся через Горшечное прорваться на запад?!

Первый удар пришелся по учебному батальону. Во время одной из атак немцы подошли наиболее близко к курсантским траншеям и, вскинув руки, побежали навстречу к нашим бойцам. Курсанты перестали вести огонь. Ведь немцы сдаются. Но сдающиеся фашисты в упор открыли стрельбу по курсантам.

Одновременно атаковали и наш полк. Наступила ночь, и бой велся в свете пожаришь. Горшечное горело со всех сторон. Рушились дома, заваливая улицы.

К утру нашего полка положение сильно осложнилось. В его руках были только здания школы, маслозавода да станционные постройки.

1 февраля мы все-таки были вынуждены начать отвод полка на южную окраину Горшечного, а после и вообще на высоты Богородицкого.

Но уже к 4 февраля мы были готовы к новому штурму поселка. К нам прибыли свежие силы. На этот раз группа разведчиков решила подступиться не с фронта, а со стороны деревни Сомовка, потому что именно та окраина поселка была для нас некого рода загадкой.

И наши опасения подтвердились. Едва рота нала разведку бом, как по ней тутже был открыт огонь врага. Но достаточно было короткого рывка, чтобы бойцы ворвались на батарею, в рукопашной схватке уничтожили расчеты.

К утру 5 февраля сопротивление противника в поселке было сломлено. Мы вновь освободили Горшечное, и на этот раз навсегда.

В окрестностях Горшечного еще шли бои – некоторые наши подразделения преследовали разрозненные группы отходящего противника, - а в освобожденном поселке уже появились первые его жители. Старики и женщины с детьми выбирались откуда-то из подвалов, шли из ближнего леса, из оврагов, таща на себе свой немудрящий скарб. Худые, изможденные, одетые, несмотря на морозы, в ветхие лохмотья, эти люди со слезами радости на глазах бросались на встречу нашим бойцам и командирам, обнимали. Целовали и плакали. Вспоминая все то, что им пришлось пережить за время фашистской оккупации.

Так возвращался к жизни еще од ин советский населенный пункт, освобожденный нами от немецко-фашистских захватчиков.


По мотивам военных мемуаров Н.Г.Штыкова «Полковник принимает бой»