Запомнились бои в Змиевке

Опубликовано в Район в годы ВОВ

Виталий Васильевич Афанасьев, житель села Знаменка, боевое крещение получил в боях на Курской дуге. Выстояли, выдержали здесь наши воины натиск врага и погнали его на запад, освобождая родную землю от фашистской нечисти.
Когда меняли позицию, то все имущество приходилось нести на себе: 50-миллиметровый ротный миномет, автомат, боеприпасы, вещмешок... Заряжающий тащил ящик с минами. Так что пехоте - «царице полей» - нелегко приходилось Порой. Благо Афанасьев был тогда молод и силой не .обижен....


Запомнились ему бои в поселке Змиевка Орловской области. Как-то послал его старшина за боеприпасами. Взял он ящик с патронами и назад в свою роту. Тут ему кричат: «Ложись, снайпер вражеский бьет». Упал он за бугорок и осмотрелся, как действовать дальше. Приподнял пилотку на палочке вверх - и сразу выстрел, пуля сшибла головной убор. Сколько же ждать, патроны нести надо. Снял брючный ремень и привязал к ящику. Выждав момент, рывком перекатился через бугорок в небольшую выемку. Перетащил ящик с патронами к себе, порученное задание выполнил.
Сложилась такая ситуация, что дома по одной стороне улицы поселка заняли наши бойцы, а по другой - немцы оборонялись. Пришли лейтенант со старшиной и сказали, что надо захватить дом на другой стороне улицы. Четверо солдат перебежали под огнем и удачно выбили врага из дома. Увидели, что немцы по огороду поползли к своим окопам, обстреляли их. Поднялись наши бойцы на чердак, чтобы осмотреться, а тут немец из пулемета ударил, потом минометный обстрел усилился. Старшину ранило, отнесли его в погреб, где и сами схоронились. Надо было кому-то бежать за подмогой. Решился на это его друг Володька. Пробежал несколько шагов и упал за срубом колодца. Потом оказалось, что он был ранен, подобрали его наши бойцы.
Побежал к своим и Афанасьев. На ходу почувствовал, что ударило его в бок. Оказалось, пуля снайпера пробила вещмешок и из дыры посыпались патроны. Значит, повезло, еще повоюем...
Кухню привезли, повеселевшие бойцы с котелками стали собираться около повара. Дело ведь какое: бои шли непрерывно и трудно было угадать, где и когда поешь горячего. «Наркомовская» норма была повышена. Получали все продукты на одно количество бойцов, а после боя их осталось в живых меньше. После сытой пищи наш земляк решил поспать. Только задремал, поступила команда -подъем, в наступление. Заряжающим миномета дали какого-то сержанта, который только что прибыл из госпиталя и был даже без оружия. Он все время твердил, мол, убьют его в этом бою. За это Афанасьев его ругал и требовал, чтобы он и мысли такой не держал. К сожалению, так и случилось, погиб тот сержант, видно чувствовал свой конец.
Перебрались через небольшую речку, немцы усилили огонь по наступавшим. Занял наш земляк позицию в воронке в посевах ржи и начал вести ответную стрельбу. Вражеская мина ударила рядом. Осколки перебили ремень, продырявили флягу и оставили три раны в боку. Подполз санинструктор, перевязал их и велел добираться в тыл, сколько сил хватит.
Дальше были медсанбат и госпиталь в Нарофоминске. Здесь встретил своего друга Владимира. Оказалось, что его ранило разрывной пулей. Она пробила обе руки и зацепила грудь. Отклонись даже на сантиметр траектория ее полета, и остался бы лежать боец в орловской земле.
Виталий Васильевич считает, что за два дня боев были реально три ситуации, когда он мог погибнуть, но судьба его хранила. После госпиталя боевой путь наводчика 82-мм миномета В.В. Афанасьева прошел через Прибалтику, Восточную Пруссию, а окончилась война для него в Праге. Именно здесь встретил наш земляк весть о Победе.

 


В.ИВАНОВ.
МАЯК