История Покровского храма

Опубликовано в Православие

 

Предисловие, или История продолжается.

 

В 2005 году по благословению Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и Рыльского, мы начали собирать и систематизировать все имеющиеся сведения по истории Свято-Покровского храма, что в селе Кунье. Поначалу казалось, что итогом этой работы будет большая историческая справка, а получилась – маленькая книжка.

 

Как в капле воды отражается море, так и в истории тихого сельского прихода отразилась бурная история Русской Православной Церкви за два ее последних столетия. Это был не самый  легкий период и для нашей Церкви, и для нашего Отечества.

 

Едва только в Кунье развернулось строительство нового каменного храма, как началась Отечественная война 1812 года. Хотя наш край не подвергся разорению солдатами Наполеона, строительство храма не могло продвигаться такими же темпами, как в мирное время. По приходам Курской епархии проводился сбор средств на создание военного ополчения для защиты страны. Разумеется, не мог остаться в стороне и куньевский приход. Поэтому храм удалось достроить лишь после того, как русские воины победно прошли по улицам Парижа.

 

Что примечательно, еще в 60-ые годы XX века большинство жителей села Кунье жили в глиняных хатах, крытых соломой. А для дома Божия куньевцы уже в XIX столетии не поскупились ни на кирпич, ни на железо, ни на внутреннее убранство. Иконостас такой сделали, что многие современные реставраторы разводят руками и не дерзают вмешиваться, боясь навредить.

 

События 1917-го года положили начало самому драматичному периоду в истории нашей Церкви. Изнутри терзаемая различными расколами, извне гонимая безбожными властями Русская Церковь, казалось, была на грани исчезновения. Священнослужителей повсеместно арестовывали и истребляли, храмы закрывали и разрушали. Пульс церковной жизни в советской России едва прощупывался. С 1936 года замерла литургическая жизнь и в нашем храме. А в 1940 году церковь в Кунье была официально закрыта решением Курского облисполкома и передана на стройматериал для начальной школы. Однако, с началом стройки замешкались, а когда через несколько месяцев началась Великая Отечественная война, было уже не до строительства.

 

Наш храм, открытый во время немецкой оккупации в 1942 году, уже не закрылся и после освобождения Кунье советскими войсками. Достойно выдержали куньевцы и хрущевские гонения за веру. Новая угроза нависла над Покровской церковью в 1970-ые годы, когда началось строительство Старооскольского водохранилища. Согласно проекту, Кунье попадало в зону затопления. Под воду должен был уйти и храм, находившийся в самом центре села. Но Господь миловал и на этот раз – вода не дошла до церкви.

 

С конца 1980-ых годов для Русской Православной Церкви началось настоящее лето Господне. Церковь, наконец-то, начала дышать полной грудью. Духовное возрождение преобразило и нашу глубинку. Верующие могут теперь устраивать жизнь прихода без оглядки на мрачную фигуру регионального представителя комитета по делам религии.

Нас несколько настораживает естественное вымирание села, но уже более чем трехвековое покровительство Пресвятой Богородицы позволяет надеяться, что у нашего прихода есть будущее, а не только насыщенное заботами настоящее и богатое прошлое.

 

Далекому и близкому прошлому Покровского храма и села Кунье посвящена эта книга. Условно ее можно отнести к разряду научно-художественных изданий. Хотя, конечно же, и в художественном отношении она далека от совершенства. Автор попросту не успевал переварить обрушившуюся на него груду фактов. И с научной точки зрения в этом труде легко можно найти массу огрехов. Автора оправдывает лишь то, что он сознательно избегал излишней академичности, памятуя, что такая форма подачи материала может осложнить его восприятие для многих читателей, не привычных к подобному чтению. Несколько слов о том, откуда мы брали материал для книги. Основными источниками информации стали для нас документы из различных фондов Государственного архива Курской области (ГАКО) и воспоминания пожилых жителей села. Для изучения отдельных вопросов нам потребовалось знакомство с документацией, хранящейся в Архиве УФСБ по Белгородской области и Старооскольском краеведческом музее. А так же небесполезным оказалось и штудирование церковной и советской периодики в залах Синодальной и Государственной Публичной исторической библиотек. Неоценимую услугу оказали нам добровольные консультанты, согласившиеся ознакомиться с текстом до его публикации и указать на слабые места.

 

Шодман Каримов (ныне диакон Александр) и Артем Важнов борятся с последствием снегопада Если просто перечислить имена всех тех, кто так или иначе помогал нам в сборе информации, то получится еще один том книги. Если добавить к этому списку имена тех, кто принимал и принимает участие в литургической и хозяйственной жизни прихода, если назвать поименно всех благотворителей и трудников, придется верстать третий том. И он будет самым увесистым. Тут уж сотней страниц не отделаешься.

 

Хотелось бы всех этих ведомых и неведомых автору помощников поблагодарить и помянуть, если не на печатных страницах, то на проскомидии. Но «ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование…» (Из тайной молитвы священника на Литургии святителя Василия Великого).

 

В сокращенном виде история нашего храма увидела свет в Горшеченской районной газете «Маяк» и Старооскольском еженедельнике «Бизнес-центр». Некоторые заметки, зарисовки и статьи из второй и третьей части нашего издания были опубликованы в газетах «Православное Осколье», «Зори» и «Вечерний Оскол». Мы посчитали возможным включить их в настоящее издание, так как они обогащают историческое описание некоторыми важными деталями.

 

Установка маковки купола. 11 июля 2006г.Точнее было бы назвать основной текст книги не историей храма, а опытом написания истории храма. А опыт, как сказал поэт, «сын ошибок трудных». Если Господь благословит второе издание этой книги в 2009 году, уже непосредственно накануне двухсотлетнего юбилея храма, постараемся сделать его более точным и красочным. А пока будем работать над ошибками, и радоваться всем, кто пожелает дополнить нашу историю новыми фактами. Одна из причин, по которой мы спешим с публикацией еще сырого материала, заключается в том, что «дни лукавы» (Еф. 5.16). Завершают свой земной путь те, кто мог бы поделиться  с нами воспоминаниями о Покровском храме, его настоятелях, активных прихожанах. Многие из уроженцев Кунье ныне проживают в Старом Осколе, Губкине, других городах и селах. Издание книги – один из способов выйти с ними на контакт и продолжить историческое исследование.

 

Словом, история нашего храма продолжается. И вы смотрите еще не последний вариант книги о ней.



Читать далее: История ПОКРОВСКОГО ХРАМА, что в селе Кунье


Администрация сайта выражает благодарность

священнику Владимиру Русину

предоставившему материал для публикации.